МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП

ГБПОУ УФИМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

  

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТ

Практика показала, что письменные экзаменационные работы, выполняемые обучающимися выпускных групп различных профессий не имеют единой формы, в связи, с чем часто возникают вопросы, касающиеся содержания и оформления работ.

По этой причине разработка рекомендаций по выполнению и оформлению письменных экзаменационных работ на данный момент является актуальной задачей, которая будет действенной помощью учащимся и консультантам. В настоящей работе даны конкретные рекомендации по выпол­нению письменных экзаменационных работ и предлагаются формулировки письменных экза­менационных работ.

Письменная экзаменационная работа выполняется каждым выпускником учреждения среднего профес­сионального образования (СПО) обучающемся по программе подготовке квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, ут­вержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 года № 986.

Письменная экзаменационная работа является самостоятельной работой обуча­ющегося, получающего данную профессию, на заключитель­ном этапе обучения. Она должна выявить уровень соответствия результатов освоения выпускниками программы подготовки квалифицированных рабочих соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО и работодателей, готовности выпускника к видам деятельности определенными ФГОС СПО, сформированности у выпускника соответствующих профессиональных компетенций. Выполнение письменной экзаменационной работы также призвано систематизировать и закрепить знания учащихся и весь комплекс приобретенных ими сведений, необходимых для дальнейшей практической деятельно­сти по профессии.

При выполнении работы обучающийся должен:

-четко представлять условие задания; правильно определить данные, требующие обработки;

-выбрать рациональную технологию решения задачи;

-обосновать целесообразность выбранной технологии, а также применяемых в работе программно-технических средств;

-показать свою подготовленность в вопросах охраны труда, техники безопасности на рабочем месте и в осно­вах экономики.

Кроме того, выпускник должен уметь правильно из­лагать свои мысли, грамотно выполнять оформление ра­боты.

Таким образом, целями выполнения письменной эк­заменационной работы являются:

систематизация, закрепление и расширение теоре­тических знаний;

углубленное изучение вопросов, относящихся к теме работы;

освоение технологии решения поставленной задачи;

овладение методами самостоятельного анализа и при­нятия технических решений;

закрепление навыков самостоятельной работы с учеб­ной и технической литературой и другими информацион­ными источниками;

проверка уровня подготовленности учащихся к само­стоятельной работе по профессии;

закрепление навыков применения ГОСТов при оформ­лении документации.

 

1.1 РАЗРАБОТКА ТЕМ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Тема выпускной квалификационной работы (письменной экзаменационной работы) должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу, объему знаний, умений и навыков выпускников, предусмотренных Федеральным государственным стан­дартом среднего профессионального образования, а так­же отражать реальные проблемы, которые приходится ре­шать на современном производстве.

Название темы должно быть кратким и отражающим основное содержание и цель работы.

Как правило, в фор­мулировке темы отражается комплексный характер про­фессиональных действий будущего рабочего (служащего, специалиста). Название темы письменной экзаменацион­ной работы во всех документах должно приводиться без каких-либо изменений, сокращений и искажений.

Темы письменных экзаменационных работ разраба­тываются преподавателями специальных дисциплин совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются методическими комиссиями, утверждаются заместителем директора по учебной работе колледжа. При определении тем могут учитываться идеи самих обучающихся.

На этапе формулирования темы письменной экзаме­национной работы определяется также то, какую практическую работу должен выполнить обучающийся в рамках заданной темы.

Перечень тем письменных экзаменационных работ доводят до сведения обучающихся за полгода до итоговой ат­тестации.

Примерные формулировки тем письменных экзаменационных ра­бот приведены в прил. А (с 16.).

 

1.2 УТВЕРЖДЕНИЕ И ВЫДАЧА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

Задание на письменную экзаменационную работу со­ставляется ру­ководителем работы и утверждается заместителем ди­ректора по учебной работе. Оно выдает­ся обучающимся выпускных групп за их подписью не позднее 10 декабря выпускного учебного года. Каждый обучающийся должен быть ознакомлен с фамилиями руководителями работ и преподавателей-консуль­тантов по отдельным вопросам работы.

С целью своевременного выполнения работы и устранения замечаний, полученным при проверки работы ру­ководители работ совместно с обучающим­ся разрабатывается индивидуальный график выполнения отдельных разделов и работы в целом. Эти же сроки записывать преподава­телем в тетрадь контроля за выполнением письменных экзаменационных работ на странице, отведенной для дан­ного обучающегося.

Следует отметить, что в одной учебной группе возможно выполнение обучающимися разноуровневых по сложности работ, в зависимости от индивидуальной подготов­ленности к их выполнению. Естественно, что выпускни­кам, которые по уровню своих знаний, умений и навыков претендуют на повышенный разряд, должна быть выдана более сложная работа.

 

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы, краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений и описание безопасных условий труда.
При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы составляет 12-15 страниц текста и двух листов чертежей или схем.

Задание на письменную экзаменационную работу вклю­чает в себя: название темы, перечень вопросов, подлежа­щих разработке, практическое задание. Все разделы задания должны быть тщательно запол­нены, что позволило бы при защите проверить соответствие пред­ставленной работы заданным требованиям. Задание выдается на соответствующем бланке. При­мер оформления бланка с заданием приведен в прил. Б (с17).

 

2 РЕКОМЕНАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

При оформлении письменной экзаменационной работы используется Гост 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», который введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996г.

Письменная экзаменационная работа (ПЭР) выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14.

Обязательный объем ПЭР 15-25 страниц печатного текста.

Вся работа должна быть сброшюрована.

Каждый лист должен содержать поля: слева – 20 мм, все остальные – по 5 мм.

Нумерация страниц внизу листа по центру.

Первой страницей ПЭР является титульный лист.

На титульном листе и на странице, где помещено задание, номер страницы не проставляется.

Каждый раздел ПЭР рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Чертеж должен иметь штамп.

 

2.1 СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Письменная экзаменационная работа может состоять из следующих основных компонентов.

Титульный лист. (объем 1-лист).

Задание на письменную экзаменационную работу (объем 1-лист).

Лист «Содержание». (объем 1- лист).

Лист «Пояснительная записка (Введение)» (объем 1-2 листа).

Во введении характеризуются актуальность и значимость выбранной темы, а также четко определяются цель работы, ее новизна и перспективность.

Лист «Оборудование, материалы, инструменты» (объем 1-2 листа).

В данном разделе описываются оборудование, материалы, инструменты, используемые для выполнения практической работы.

6. Лист «Название темы письменной экзаменационной работы»

(объем 5-8 листа).

Этот раздел является основной частью письменной экзаменационной работы. В основной части необходимо дать:

- инструкционно-технологическую карту по выполнению выпускной практической работы;

- подробное описание операций, параметров и режимов, необходимых для выполнения заданной практической работы;

7. Лист «Описание безопасных условий труда» (объем 1-2 листа).

В этом разделе описываются безопасные условия труда, которые, необходимо соблюдать при выполнении практической работы, описываемой в данной пояснительной записке.

8. Лист «Список информационных источников» (объем 1-2 листа).

9. Лист «Рецензия» (объем 1- лист).

Примерный образец оформления рецензии приведен в приложении В (с18) .

10.Приложения. В приложениях должны быть представлены материа­лы вспомогательного характера: таблицы, графики, иллю­страции и т.д.

11. Графическая часть

Включает в себя материалы, вынесенные на листы формата А1.

 

2.2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

 

Титульный лист является первым листом документа, единую форму которого устанавливает ГОСТ 2.105-95 (в свою очередь, в данном документе имеется ссылка на ГОСТ 2.301). Ти­тульный лист выполняется на листах формата А4 разме­ром 210x297 мм.

Содержание полей титульного листа рекомендуется следующее: - поле 1 - полное наименование управления, в систему которого входит данное учебное заведение (заполняется строчными буквами),14шрифтом; - поле 2 - полное наименование учебного заведения и профессии (заполняется строчными буквами); 14шрифтом, интервал 1,0;

- поле 3 - допуск к защите, должность, фамилия и инициалы допускающего (заполняется в правой части строчными буквами); 14шрифтом, межу 2 и 3 полем 2 интервала;

- поле 4 - наименование документа (заполняется про­писными буквами)16 шрифт, межу 3 и 4 полем 3-4 интервала;

- поле 5 - тема письменной экзаменационной работы (заполняется прописными буквами); 14шрифтом;

- поле 6 - фамилии и инициалы руководителя, кон­сультантов и исполнителя (исполнителей в случае груп­повой работы), их подписи и даты (заполняется в правой части строчными буквами). 14 шрифтом, межу 5 и 6 полем 3-4 интервала; Образец оформления титульного листа приведен в прил. Г (с19).

 

2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЛИСТА «СОДЕРЖАНИЕ»

 

В письменной экзаменацион­ной работы лист «Содержание» размещают после листа с заданием. Слово «Содержание» записывают в виде заго­ловка, центрованным способом, прописными буквами, разреженным интервалом, 16 шрифтом. Наименования структурных частей работы, включенные в содержание, записывают строчными буквами, с межстрочным интервалом 1,5 -шрифт16. На листе «Содержание» разделы «Введение», «Приложения» и «Список информационных ис­точников» не нумеруются. После них обязательно отто­чие до номера страницы. Лист «Содержание» включается в общее количество листов пояснительной записки.

Примечание. Нумерация страниц ПЭР должна быть сквозной. Титульный лист и лист с заданием входят в общее количество листов, но не нуме­руются. Например, если в ПЭР по по­рядку идут титульный лист, лист задания, содержание, то на листе содержания ставится порядковый номер 3, по­сле этого идет сквозная нумерация страниц до оконча­ния текстового документа, включая список информаци­онных источников. Номер страницы проставляется араб­скими цифрами в правом нижнем углу.

Образец оформления листа «Содержание» приведен в прил. Д (с20 ).

 

2.4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕННАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Письменная экзаменацион­ная работа является одним из видов текстового доку­мента. Общие требования к текстовым документам уста­навливает ГОСТ 2.105-95. На основании данного стандар­та текстовые документы выполняют на формах, установ­ленных соответствующими стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС). Текстовые документы выполняются на листах белой бумаги размером 210x297 мм (формат А4), 12 шрифтом с межстрочным интервалом 1,5.

Рабочее поле каждого листа желательно ограничивать рамкой: с левой стороны листа отступ 20 мм (для брошюровки), с осталь­ных сторон - 5 мм. Расстояние от рамки до границ текста в начале и в конце строк - не менее 3 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней линий рамки должно быть не менее 10 мм.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 3,4 интервалам, при выполнении рукописным способом — 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15-17 мм.

Допускается вписывать в текстовые документы от­дельные слова, формулы, условные знаки рукописным способом, а также выполнять иллюстрации черными чер­нилами, пастой или тушью. Опечатки, описки и неточно­сти, обнаруженные в процессе проверки выполненного до­кумента, допускается исправлять подчисткой или закра­шиванием белой краской и нанесением на том же месте правильного текста черными чернилами, пастой или тушью.

Текст письменной экзаменационной работы при необходимости разделяют на разделы и подразделы.

Разделы должны иметь порядковые номера в преде­лах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки (ГОСТ 2.106-79 - с точкой).

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номе­ра подраздела точка не ставится (по требованию ГОСТа 2.105-79 - ставится).

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точ­ка не ставится (по требованию ГОСТа 2-105-79 - ставится).

Например: в соответствии с ГОСТом 2.106-96 нумера­ция разделов и пунктов в них при построении документа должна выглядеть следующим образом:

1 Оборудование, инструменты, приспособления (первый раздел документа)

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела

1.3

2 Технология изготовления детали «Вал» (второй раздел документа)

2.2 Нумерация пунктов второго раздела

2.3

Если раздел в документе имеет подразделы, то нуме­рация пунктов должна быть в пределах подраздела и но­мер пункта должен состоять из номеров раздела, подраз­дела и пункта, разделенных точками, например:

3 Описание безопасных условий труда третий раздел документа)

3.1 Техника безопасности на рабочем месте (1 подраздел)

3.1.1 Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела

3.1.2

3.2 Требования техники безопасности к помещениям (2 подраздел)

3.2.1 Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела

3.2.2

Каждый пункт, подпункт и перечисление записыва­ют с абзацного отступа.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки.

Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются три строки идущего за заголовком текста. В данном случае весь текст с заголовком перено­сят наследующую страницу.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 8 мм.

Большие заголовки, имеющие более 40 знаков, выполняют в несколько строк, при этом каждая строка должна иметь отдельное смысловое значение.

Текст большого заголовка выполняют через один интервал.

Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стан­дартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе. Если в документе принята специфическая термино­логия, то в конце его (перед списком литературы) должен быть приведен перечень принятых терминов с соответ­ствующими разъяснениями. Перечень включают в содер­жание документа.

В тексте документа не допускается: применять обороты разговорной речи, техницизмы, использовать для одного и того же понятия различ­ные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; включать произвольные словообразования; применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и соответствующими го­сударственными стандартами (перечень допускаемых со­кращений слов установлен ГОСТом 2.316); сокращать обозначения единиц физических вели­чин, если они употребляются без цифр.

В текстовом документе необходимо делать ссылки на источники информации. Если исполнитель документа ссы­лается на ранее полученные исходящие или расчетные данные, имеющиеся выше в пояснительной записке, то ссылки выполняются в круглых скобках и сопровожда­ются словом «смотри».

Например: «.,. (см. с. 6)», «... (см. табл. 2.4, с. 5)» и т.д.

Если ссылаются на данные, расположенные ниже в пояснительной записке, то слово «смотри» не пишется.

Например: «... (табл. 4.5, с. 10)», «... (рис. 2.1, с. 13)» и т.д.

Если исполнитель ссылается на другие заимствован­ные источники, список которых обязательно должен быть помещен в конце пояснительной записки, то ссылки дол­жны заключаться в квадратные скобки. При этом ука­зывается порядковый номер источника в списке литера­туры. Например: [1], [7] и т.д.

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

применять математический знак минус (—) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");

применять знак "0" для обозначения диаметра (следует писать слово "диаметр"). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак "0";

применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), 2: (больше или равно), ^ (меньше или равно), -^ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

Если в документе приводятся поясняющие надписи, наносимые непосредственно на изготовляемое изделие (например, на планки, таблички к элементам управления и т.п.), их выделяют шрифтом (без кавычек), например ВКЛ., ОТКЛ.,. или кавычками — если надпись состоит из цифр и (или) знаков.

Наименования команд, режимов, сигналов и т.п. в тексте следует выделять кавычками, например, "Сигнал +27 включено".

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Примеры:

1 От 1 до 5 мм.

2 От 10 до 100 кг.

3 От плюс 10 до минус 40 "С.

4 От плюс 10 до плюс 40 "С.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин следует применять словосочетание "должно быть не более (не менее)".

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание "не должно быть более (менее)".

Например, массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4 %.

 

2.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОПИСАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУД

 

Этот раздел включает: общие положения по охране труда при выполнении работ, связанных с использованием различного оборудования, инструментов; требования безопасности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончании ра­боты. Кроме того, здесь необходимо отразить требования к помещению, к организации и оборудованию рабочего, медицинские показания и противопоказания для выполнения данной работы.

 

2.6 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Для иллюстраций могут быть использованы графики и рисунки, как выполнен­ные на компьютере, так и полученные с помощью множи­тельной техники. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответству­ющим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и СПДС. Иллюстрации, за исключени­ем иллюстраций приложений, следует нумеровать араб­скими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается: «Рис. 1».Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раз­дела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номе­ра раздела и порядкового номера иллюстрации, разделен­ных точкой.

Например: «Рис.1.1».

При ссылках на иллюстрации следует писать: «... в соответствии с рис. 2» - при сквозной нумерации; «... в соответствии с рис. 1.2» - при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наи­менование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают по­сле пояснительных данных и располагают следующим образом: «Рис. 1. Детали прибора».

Иллюстрационный материал, таблицы, код програм­мы или текст вспомогательного характера можно оформлять в виде приложений, которые помещают в конце до­кумента перед списком литературы.

Материал, дополняющий текст документа, допускает­ся помещать в приложениях. Это может быть иллюстра­ционный материал, таблицы или текст вспомогательного характера, код программы и т.д.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения, как правило, выполняют на листах фор­мата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4хЗ, А4х4, А2 и А1 (по ГОСТу 2.301).Приложения должны иметь общую с остальной ча­стью документа сквозную нумерацию страниц. По ГОСТу 2.105-95 каждое приложение следует начи­нать с новой страницы, с указанием вверху, посередине страницы, слова «Приложение» и обозначения.

Приложе­ние должно иметь заголовок, который записывают сим­метрично относительно текста с прописной буквы отдель­ной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русско­го алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обо­значающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латин­ского алфавита, за исключением букв I и О. В случае пол­ного использования букв русского и латинского алфави­тов допускается обозначать приложения арабскими циф­рами. Если в документе одно приложение, оно обозначает­ся: «Приложение А».

Иллюстрации внутри каждого приложения обознача­ют отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавле­нием перед цифрой обозначения приложения. Напри­мер: «Рис. A3».

По ГОСТу 2.105-79 каждое приложение должно начи­наться с новой страницы с указанием в ее правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами. В технически обоснованных случаях приложение может иметь заголовок, который записывается симметрично тек­сту прописными буквами. При наличии в документе бо­лее одного приложения их нумеруют арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

В разделе «Содержание» перечисляют все прило­жения с указанием их номеров и заголовков.

 

 

 

 

2.7 ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ТАБЛИЦ

 

Таблицы в письменной экзаменационной работе при­меняют для лучшей наглядности и удобства сравнения данных.

Название таблицы, при его наличии, должно от­ражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. Данные, представленные в виде таблиц, оформляют в соответствии с рис. 1

 

Таблица_________ - ____________________________

( номер ) ( название таблицы)

 

Головка таблицы

Заголовок граф

Заголовок граф

подзаголовок граф

подзаголовок граф

подзаголовок граф

подзаголовок граф

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Примерная форма таблицы

При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью. Таблицы, следу­ет нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед циф­рой обозначения приложения. Если в документе одна таб­лица, она должна быть обозначена как «Таблица 1» или как «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Допускается нумеровать таблицы в пределах разде­ла. В этом случае номер таблицы состоит из номера раз­дела и порядкового номера таблицы, разделенных точ­кой.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (ГОСТ 2.106-79: «При ссылке на таблицу, если она не имеет номера, слово "таблица" пишут полностью, если имеет номер - сокра­щенно, например: "...в табл. 1.1"»).

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с про­писной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное зна­чение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничи­вают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки бо­ковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничи­вающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллель­но строкам таблицы. При необходимости допускается пер­пендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной ча­сти таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не ме­нее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или наследующей странице, а при необходимости - в приложе­нии к документу. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под дру­гой или рядом, при этом в каждой части таблицы повто­ряют ее головку и боковик. При делении таблицы на ча­сти допускается ее головку или боковик заменять соот­ветственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над пер­вой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Более подробно ознакомиться с требованиями к оформ­лению таблиц можно по ГОСТу 2.105-95.

 

2.8 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

В конце текстового документа приводится список ин­формационных источников, которые были использованы при его составлении. В перечень информационных источ­ников включается использованная литература, ссылки на сайты глобальной сети Интернет и другие электронные материалы. Выполнение списка используемой литературы и ссыл­ки на него в тексте выполняются по ГОСТу 7.32-81 «Си­стема стандартов по информации, библиотечному и изда­тельскому делу. Отчет о научно-исследовательской рабо­те. Общие требования и правила оформления».

Должен соблюдаться алфавитный принцип располо­жения названий. В рамках ГОСТа к основным элементам описания литературных источников относятся:

Фамилия и инициалы авторов, точка. Если произведе­ние написано двумя или тремя авторами, они перечисля­ются через запятую. Если произведение написано четырь­мя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

 

Наименование произведения - без сокращений и без кавычек, двоеточие. Подзаглавие - также без кавычек, точка, тире.

 

Место издания записывают с прописной буквы; Моск­ва, Ленинград и Санкт-Петербург - сокращенно (М., Л., СПб.), точка, двоеточие; другие города - полностью (Вол­гоград, Саратов); двоеточие.

 

Наименование издательства - без кавычек с пропис­ной буквы, запятая. Том, часть - с прописной буквы сокра­щенно, точка (Т., Ч.), после цифры тома или части - точка, тире.

 

Выпуск - с прописной буквы, сокращенно (Вып.), арабские цифра выпуска без наращения, точка, тире. Порядковый номер издания - с прописной буквы, сокра­щенно, цифра с наращением, например: «Изд. 2-е», точка, тире.

 

Год издания - арабскими цифрами (слово «год» не ставят ни полиостью, ни сокращенно), точка, тире (если дальше есть указание страниц).

 

Страница(ы) - со строчной буквы, сокращенно, впере­ди - цифра без наращения, точка («58 с.»). Если описыва­ется статья в журнале, слово «страницы» указывается с прописной буквы, цифры - без наращения, точка («С. 105-108»).

Перечень литературы и других документов пишут дву­мя способами:

1). названия пишут от края левого поля (от нулевого положения табулятора), вторую и последующие строки -с красной строки;

2). названия пишут с красной строки, вторую и после­дующие строки - от края левого поля (от нулевого поло­жения табулятора).

Предпочтительнее второй способ.

Перечень литературы и других документов пишут через два интервала.

Примеры записей источников в списке литературы:

1. Ивлиев А-А. Отделочные строительные работы. -М.: Академия, 1998. - 150 с.

 

2. Ганенко А.Л. Оформление текстовых и графиче­ских материалов при подготовке дипломных проектов, кур­совых и письменных экзаменационных работ. - М.: Ака­демия, 1999. - 98 с.

Образец оформления титульного листа «список ин­формационных источников», приведен в прил. Е (с 21)

 

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

 

В период выполнения письменной экзаменационной работы обучающиеся должны получать необходимую помощь от руководителя работы, консультантов, мастеров произ­водственного обучения в виде индивидуальных консуль­таций. От того, насколько правильными и действенными являются консультации, зависят в значительной степени уровень и качество выполнения работы.

Основная задача консультаций - ориентировать уча­щегося на правильное выполнение задания, развивать его самостоятельность при решении конкретных вопросов, применении справочной и дополнительной технической литературы, использовании опыта, полученного при про­хождении производственного обучения и практики.

Для проведения консультаций необходимо разрабо­тать график с указанием места и времени проведения, фамилий консультантов. Время проведения консультаций рекомендуется назначать с учетом особенностей обуче­ния учащихся, то есть в зависимости от того, находятся ли они на теоретическом обучении или на производствен­ной практике.

Каждому консультанту необходимо:

провести инструктаж учащихся и объяснить каждому его задачу;

дать принципиальную установку на выполнение частей письменной экзаменационной работы;

определить каждому выпускнику задачу для вы­полнения практической части работы;

определиться со сроками выполнения разделов по­яснительной записки и практической части работы.

Рекомендуется каждому выпускнику выдать график его отчетности по разделам работы с указанием процента выполнения на момент отчетности. Индивидуальные консультации рекомендуется про­водить в виде бесед в присутствии других учащихся, что дает возможность ознакомить большее количество уча­щихся с общими требованиями к выполнению письмен­ной экзаменационной работы, избежать повторений и про­анализировать наиболее характерные ошибки.

Консультации должны быть подробными, но исклю­чать обсуждение уже известного и достаточно простого материала, тем самым побуждая учащихся к самостоя­тельной деятельности.

В период подготовки письменных экзаменационных работ в кабинетах специальных дисциплин оформляются стенды «В помощь выпускнику», где размещают:

перечень тем письменных экзаменационных работ;

образец оформления титульного листа пояснитель­ной записки;

образцы оформления листов пояснительной запис­ки;

перечень требований к практической части работы;

список рекомендуемой литературы;

график проведения индивидуальных консультаций;

процентное распределение времени на выполнение частей письменной экзаменационной работы.

Учет и контроль участия выпускников в консульта­ционных занятиях осуществляется в графах журнала тео­ретического обучения, где для всех консультантов отводятся определенные страницы. В случае неявки выпуск­ника на консультацию в графе делается соответствующая отметка.

Для обеспечения учета и контроля выполнения вы­пускником письменной экзаменационной работы каж­дый преподаватель должен иметь тетрадь учета (произ­вольной формы), включающую следующие данные: фами­лии и инициалы выпускников, наименование тем зада­ний, даты выдачи и подписи учащихся в получении зада­ний, установленные сроки выполнения всех разделов и графической части, оценки за работу в целом и даты их завершения.

Практика показала, что бесконтрольность снижает чувство ответственности у выпускников, и наоборот - ощу­щение ими высокой требовательности в сочетании с ува­жением активизирует потенциальные возможности и ин­теллект учащихся.

 

4 ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

 

За месяц до начала итоговой аттестации рецензент проверяет выполненные письмен­ные экзаменационные работы и представляет на каждую из них краткую рецензию, в которой:

дает общую характеристику письменной экзамена­ционной работы;

отмечает соответствие исходному заданию по объе­му и степени разработанности основных разделов работы;

отмечает положительные стороны работы;

указывает на недостатки в содержательном аспек­те пояснительной записки, а также в ее оформлении;

характеризует графическую или творческую часть работы;

отмечает степень самостоятельности учащегося при разработке вопросов темы.

Оценка выставляется по четырехбалльной шкале: «от­лично», «хорошо»

«удовлетворительно», «неудовлетвори­тельно».

Пример бланка для рецензии на работу приведен в прил. Г (см. с. 45). Учащийся должен ознакомиться с отзывом на вы­полненную письменную экзаменационную работу и за два-три дня до защиты получить ее на руки. После выставле­ния оценки исправления в письменной экзаменационной работе не допускаются. В случае несоответствия письмен­ной экзаменационной работы требованиям задания, некачественного ее выполнения или невыполнения в уста­новленные сроки выпускник приказом по колледжу к защи­те работы не допускается.

 

5 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Приведем перечень документов, необходимых для про­ведения защиты письменных экзаменационных работ.

1. Приказ директора УМК о проведении итоговой аттестации учащихся. 2. Приказ директора УМК о создании аттестацион­ной комиссии для проведения итоговой аттестации уча­щихся.

3. Приказ директора УМК о допуске учащихся к итоговой аттестации. 4. Приказ об организации выполнения письменных экзаменационных работ учащимися выпускных групп.

5. Перечень тем письменных экзаменационных ра­бот, утвержденный на заседании методической комиссии.

6. График контроля выполнения письменных экза­менационных работ.

7. Расписание проведения защиты письменных эк­заменационных работ.

8. Журналы теоретического и производственного обу­чения за период обучения.

9. Сводная ведомость успеваемости учащихся.

10. Производственные характеристики, дневники учета выполнения учебно-производственных работ, наряды на выполнение выпускных практических квалификацион­ных работ, перечень выпускных практических квалифи­кационных работ, протокол проведения работ.

11. Протокол итоговой аттестации.

Местом работы аттестационной комиссии, как прави­ло, является кабинет спецдисциплин. В кабинете несколько столов ставятся отдельно: за ними будут сидеть выпускники (1-2 человека), ожидая своей очереди и слушая ответы товарищей. В помещение, где будет проходить защита письмен­ных экзаменационных работ, приглашаются несколько выпускников, один из которых подготавливается к пред­стоящей защите, в то время другой защищается.

Письменная экзаменационная работа передается председателю ат­тестационной комиссии. В процессе защиты ему не разрешается обращаться к ПЭР.

Защита работы начинается с представления выпуск­ника.

Далее мастер производственного обучения зачиты­вает производственную характеристику учащегося и со­общает оценку за выполненную выпускную практиче­скую квалификационную работу, зачитывает отзыв на работу и сообщает рекомендуемую оценку, передает характеристи­ку и акт на выполненную квалификационную работу в комиссию.

Председатель комиссии разрешает выпускни­ку начать доклад по защите темы письменной экзамена­ционной работы.

Выпускник объявляет тему работы и кратко излагает основные вопросы. В своем выступлении особое внима­ние он должен уделить вопросам технологии, организа­ции рабочего места и правилам безопасности труда при выполнении выпускной практической квалификационной работы.

Доклад должен быть кратким (5-8 мин), конкрет­ным, интересным с профессиональной точки зрения и сви­детельствовать об умении выпускника применять полу­ченные знания для решения практических задач. В процессе выступления демонстрируется выполненное изделие или про­дукт, составляющий практическую часть работы.

После окончания защиты работ всеми учащимися ат­тестационная комиссия обсуждает результаты и объяв­ляет итоги защиты с указанием оценки и присвоенного разряда, полученного каж­дым выпускников.

 

© 2017 Уфимский машиностроительный колледж. Все права защищены.